Единство во множестве. — Шествуя путем веры.

21

Мы продолжаем рассказ о достопримечательностях Казани. И если отъехать от города совсем недалеко, в деревню Старое Аракчино, то мы увидем совершенно невероятное здание — Вселенский Храм. Создатель его — художник и скульптор Ильдар Ханов.

23

 

О том, как ему пришла в голову эта идея — создать такой проект — он рассказал в одном из своих интервью.

— Как к вам пришла мысль, что нужно начать возводить Вселенский храм?

— Эту идею я вынашиваю с юности. Обсуждал ее с Рерихом — он меня поддержал. Но тогда в нашей стране не было возможности. Меня, правда, приглашали Фидель Кастро и Джавахарлал Неру. Но я решил, что храм должен строиться там, где лежат мои предки. Но много лет я никак не решался: не было благословения высших сил

— И когда же оно пришло?

— Во время медитации в апреле 1992 года ко мне явился старец. Тот самый, что когда-то вернул меня на землю. Я сразу понял, что это был Господь. Он мне сказал: «У тебя во дворе стоят лом и лопата. Встань завтра рано утром и начни копать» Так я и поступил. Копал 10 часов без передыху. А к вечеру приехал один мой приятель. Поинтересовался, что я делаю. «Строю Вселенский храм», — сказал я ему. И Равиль тут же изъявил желание помочь: «Я тут себе коттедж отстроил, у меня бригада в 15 человек освободилась». Работа закипела. Местные и приезжие бизнесмены помогали, кто чем мог…

Итак, мы видим, что храм объединяет в себе все наиболее крупные религиозные течения. Каждая часть храма посвящена одному из них и ее венчает особенный купол, который отличается от других. Всего куполов — шестнадцать.

Почему -то совершенно не удивляешься, что такая идея реализовалась именно здесь — в Казани, где напротив каждого православного храма через дорогу стоит мечеть. Этот город уже давно живет как минимум на перекрестке двух мощных религий.

25

— Во время сеанса медитации я узнал, что должен поставить 16 куполов, — рассказывает скульптор дальше. —  Каждой религии — по своей маковке. Долгое время не знал, почему именно такое число. Но явившийся ангел убедил меня: «Люди забыли религии времен Атлантиды и других исчезнувших цивилизаций». Четыре «недостающие» веры я пока никак не могу отыскать. Сейчас практически готов зал Будды.

24

В многочисленных источниках сейчас автора храма критикуют, — кто за экуменизм, кто за лжепророчества (якобы Ильдар Ханов сказал, что ему явился Иисус), кто за знакомство и связь с Николаем Рерихом. Однако, идеи экуменизма в чистом виде были ему чужды. С самого начала он не планировал, что в храмах будут проводиться службы, а свою миссию рассматривал больше, как культурную, историческую и просветительскую: Я всегда с огромным уважением относился ко всем религиям. Они являются воплощением культур народов и аккумулируют в себе все лучшее, что создано человечеством. Вера направляет нас на добрые дела. С этой целью и строится храм всех религий. Это не религиозный храм, а храм культуры и истины. Никаких обрядов у нас проводиться не будет».

26

Многочисленные религиозные организации еще при жизни скульптора вели многочисленные переговоры о том, чтобы службы все-таки проводились, и вроде бы даже почти договорились. Однако по факту центр все — таки стал проводить именно культурную деятельность, чем занимается и сейчас. Переговоры и создании школы мусульманских наук  — медресе — не успели завершиться до смерти автора. Хотя именно возможность обучать и прививать знания о культурах разных цивилизаций казалась Ханову наиболее важной задачей.

27

Существует изложенный на бумаге проект того, как он планировал развивать свой храм дальше.

История создания Храма всех религий в Казани

Большая часть залов сейчас готова, однако строительство до сих пор продолжается — уже и после смерти автора храма.

29

Эта табличка показалась мне сначала забавной — благодаря русской пословице о нескончаемом ремонте. Да и как можно запланировать вечное строительство — разве не законченный проект является всегда конечным итогом? Но зная, что храм строился только на деньги добровольных жертвователей, становится грустно — потому что возможно стоять ему недостроенным еще очень и очень долго.

34

Сам храм выглядит аляповато — нарядно, но это в целом в духе народного строительства этого края: раскрашенные яркими красками ворота дворов и ставни домов можно увидеть повсеместно, если выехать за город.

22

Обходя весь комплекс строений — а там оно не одно  — сбоку я увидела что-то вроде железных или фольгированных изображений ладоней на одной из двери. Как минимум половина людей, которые были с нами прикладывали к ним руки тыльными сторонами ладоней и застывали в такой позе на несколько секунд. Разгадку этого действа я узнала чуть позже.

Оказывается Ильдар Ханов был целителем и лечил от алкоголизма и наркомании. Люди таким образом уже после его смерти пытались прикоснуться к его благодати, и, возможно, исцелить свои недуги. Примерно также, как это делается в других святых местах, при касании святых мощей или иных религиозных реликвий.

30

На задней части храма царственно заняли свое место величественные сфинксы — как часть истории Древнего Египта и его культурного и вероучительного наследия.

31

Надписи на задней части храма — «Агазлык» и «Тегизлек» — переводятся как «Свобода» и «Равенство». Можно сколько угодно оспаривать закономерность и разумность идей экуменизма, но бесспорно, что распри и войны на основе религиозной нетерпимости и непонимания — одно из величайших зол, которое и пытался преодолеть Ильдар Ханов.

32

К сожалению внутрь храма обычных посетителей в дни, когда не проводятся какие- нибудь концерты или другие мероприятия, не пускают, так как строение это является частной территорией и построено на месте собственного дома Ильдара.

33

Путешествие по Казани. Часть 4. 

Похожие статьи