Увидеть другого. Психологическое эссе. Глава 1.

— Девушка, а вы уверены, что хотите работать на мойке машин?
— Да, а в чем проблема?
— У меня есть хороший знакомый. Он работает в компании по продаже пластиковых окон. Я  могу вас ему порекомендовать. Вы будете работать в теплом, сухом месте, общаться с приятными людьми и получать хорошие деньги.
— Я не люблю «втюхивать» что-то кому-то. Мне это противно. И я не пойду против своих принципов.
— Вообще-то это называется просто: «продавать». — Мужчина искренне улыбается  и недоуменно пожимает плечами. — Ну, хотите мыть машины —  давайте мыть машины. Вы приняты на работу.

Физический труд имеет замечательное свойство — заземлять. Ум отдыхает, потихоньку встает на место, нервы успокаиваются. Энергия трансформируется в действие и в этом действии является своего рода медитацией. Глупо игнорировать тело, пока мы в нем. Поэтому и в мытье машин есть свои плюсы.

Однако, и у слова «втюхивать» есть своя оборотная сторона. Ведь можно помочь в выборе, дать информацию, проконсультировать, сделать так, чтобы покупка оказалась более экономной и так далее. То есть, в данном случае, помочь решить какой-то определенный вопрос или проблему.

И что тогда означает слово «втюхивать», как не узость выбора. Выбора точки зрения на процесс. Или слепоту взгляда. Взгляда, для которого нет второго участника процесса. Нет Другого. Другого, как второй стороны любого общения.

Для того, чтобы выйти за рамки системы любого взаимодействия, нужно, как минимум, выйти из своей позиции и роли. Трехпозиционная техника в НЛП или техника «пустого стула » в гештальте.

Поставьте два стула. Сядьте на один из них. Прочувствуйте свою роль так глубоко, как только можете. Скажите все, что могли бы сказать своему воображаемому собеседнику. Тому,который «сидит» на втором стуле. Да -да, он в эту секунду именно там и сидит.  Теперь    пересядьте на второй стул. Ни о чем конкретном не думайте — просто представьте себя этим вторым человеком. Внешность, осанка, манера говорить. И наблюдайте. Просто наблюдайте. Уверяю вас- там  — на этом втором стуле — скрываются потрясающие инсайты.

Однако, еще более потрясающие осознавания ждут вас, если вы отойдете от обоих стульев немного в сторону и посмотрите на этих «двоих» со стороны. Например, как режиссер пьесы. Вашей пьесы. О чем она? Для чего была разыграна? Что ждет участников этих событий?

Это только один из способов увидеть Другого. Увидеть не через наши фильтры и жесткие конструкции ожиданий, а прикоснуться к нему как бы изнутри.

Это работает, иначе бы дядечка Хеллингер не был бы так популярен. И что самое удивительное — его расстановки работают даже на расстоянии. Люди «ловят» состояния других людей. Словно надевают на себя их образы, их тела.*

Только не надо ума. Просто слушайте,что внутри и осознавайте.

— Подойдя к клиенту, надо вежливо осведомиться,можете ли вы ему чем-то помочь. — Лектор задиктовывал фразы под запись. — Если покупатель не выказал желания с вами общаться, отойдите в сторону, но не далеко. Чтобы он мог к вам обратиться, если у него возникнет такая потребность.

Надо было выбрать окна. Все равно через год пришли туда же. Сделав крюк. Только теперь это мебель. Но не велика разница. Только тут чуть шире — и ремонт, и дизайн, в общем — все в одном флаконе. И такое мерзкое и липкое заползает внутрь. «Какое угодничество. Унижение. Как противно. Делать то,что он говорит- противно». Это позже будет понимание,что есть вторая сторона, есть Другой. И Другой может нуждаться в помощи. А сейчас — там, где есть только громкоговорящее Я, — противно.

И напряжение. Дикое напряжение внутри. Ломка. Кушать захочешь — прогнешься? Кто знает. И: дзынь! Лопнуло. Осколки.

«Чем я могу вам помочь?» — радужная улыбка на лице и искренняя заинтересованность.

Растем, однако.

Думаю, мало кто приходит в психологию, чтобы просто «изучать людей», каких-то абстрактных категорийных людей. Большинство идут туда решать свои проблемы.

Когда первичные рамки «Я» преодолены и Другой обозначился на горизонте, когда пытливо вслушиваешься в его мир, долго живешь чужими ежедневными проблемами (» Мне нужен вот такой необычный шкаф» — пусть и бытовыми проблемами), вдруг в какой-то момент вспоминаешь,что ничего не знаешь про себя. И судорожно бежишь себя искать, снимая стихийно одетую мантию спасателя и давателя советов. Это ведь тоже способ бегства от себя — быть одержимым решением чужих проблем. Это так увлекательно и дает чувство нужности и значимости. И помогает не замечать свои собственные.

— Вы обязательно должны помочь вон ему. У него беда.
— Пусть приходит, вот мой телефон.
— Нет, нет, он не может. Но я вам сейчас все изложу и вы скажете, что  нужно делать. А суть вот в чем (далее красочное изложение «беды» с заламыванием рук и театральными эффектами). Его обязательно надо спасти.
— А сам — то он что про это думает?
— Ну что вы — он просто еще не понимает, как у него все плохо. Но ведь вы поможете мне ему это объяснить?

Стихийный поиск себя вполне отражает «синдром первого курса» — когда все прочитанные классификации и типологии личности, все комплексы и страхи, все сценарии — обязательно у себя будут найдены. Потом, может они же будут «найдены» и у других. Но сначала — у себя, это обязательно.

И хоть выход за первичные границы личности вроде бы осуществился — но личности как таковой оказалось что и нет. И банальные, но такие важные вопросы, ставят в тупик: Кто я? Зачем я? Для чего я? Какая-то каша из чужих фраз, штампов, шаблонов, стандартных наборов реакций («если она так -то я так»). Бурлящая жижа первичного хаоса.

Это пока микроцикл: выйти из себя навстречу Другому — увидеть Другого (пока только на  горизонте) — и снова вернуться к себе. Но он будет повторяться снова и снова. И каждый раз с бОльшим смыслом, с бОльшим размахом и глубиной. По крайней мере, хотелось бы надеяться.