Мы продолжаем рассказ о достопримечательностях Казани. И если отъехать от города совсем недалеко, в деревню Старое Аракчино, то мы увидем совершенно невероятное здание – Вселенский Храм или Храм всех религий. И построил его – художник и скульптор Ильдар Ханов.
О том, как ему пришла в голову эта идея – создать такой проект – он рассказал в одном из своих интервью.
– Как к вам пришла мысль, что нужно начать возводить Вселенский храм?
– Эту идею я вынашиваю с юности. Обсуждал ее с Рерихом – он меня поддержал. Но тогда в нашей стране не было возможности. Меня, правда, приглашали Фидель Кастро и Джавахарлал Неру. Но я решил, что храм должен строиться там, где лежат мои предки. Но много лет я никак не решался: не было благословения высших сил
– И когда же оно пришло?
– Во время медитации в апреле 1992 года ко мне явился старец. Тот самый, что когда-то вернул меня на землю. Я сразу понял, что это был Господь. Он мне сказал: «У тебя во дворе стоят лом и лопата. Встань завтра рано утром и начни копать» Так я и поступил. Копал 10 часов без передыху. А к вечеру приехал один мой приятель. Поинтересовался, что я делаю. «Строю Вселенский храм», – сказал я ему. И Равиль тут же изъявил желание помочь: «Я тут себе коттедж отстроил, у меня бригада в 15 человек освободилась». Работа закипела. Местные и приезжие бизнесмены помогали, кто чем мог…
Итак, мы видим, что храм объединяет в себе все наиболее крупные религиозные течения. Каждая часть храма посвящена одному из них и ее венчает особенный купол, который отличается от других. Всего куполов – шестнадцать.
Почему -то совершенно не удивляешься, что такая идея реализовалась именно здесь – в Казани, где напротив каждого православного храма через дорогу стоит мечеть. Этот город уже давно живет как минимум на перекрестке двух мощных религий.
– Во время сеанса медитации я узнал, что должен поставить 16 куполов, – рассказывает скульптор дальше. – Каждой религии – по своей маковке. Долгое время не знал, почему именно такое число. Но явившийся ангел убедил меня: «Люди забыли религии времен Атлантиды и других исчезнувших цивилизаций». Четыре «недостающие» веры я пока никак не могу отыскать. Сейчас практически готов зал Будды.
В многочисленных источниках сейчас автора храма критикуют, – кто за экуменизм, кто за лжепророчества (якобы Ильдар Ханов сказал, что ему явился Иисус), кто за знакомство и связь с Николаем Рерихом. Однако, идеи экуменизма в чистом виде были ему чужды. С самого начала он не планировал, что в храмах будут проводиться службы, а свою миссию рассматривал больше, как культурную, историческую и просветительскую: Я всегда с огромным уважением относился ко всем религиям. Они являются воплощением культур народов и аккумулируют в себе все лучшее, что создано человечеством. Вера направляет нас на добрые дела. С этой целью и строится храм всех религий. Это не религиозный храм, а храм культуры и истины. Никаких обрядов у нас проводиться не будет”.
Многочисленные религиозные организации еще при жизни скульптора вели многочисленные переговоры о том, чтобы службы все-таки проводились, и вроде бы даже почти договорились. Однако по факту центр все – таки стал проводить именно культурную деятельность, чем занимается и сейчас. Переговоры и создании школы мусульманских наук – медресе – не успели завершиться до смерти автора. Хотя именно возможность обучать и прививать знания о культурах разных цивилизаций казалась Ханову наиболее важной задачей.
Существует изложенный на бумаге проект того, как он планировал развивать свой храм дальше.
Большая часть залов сейчас готова, однако строительство до сих пор продолжается – уже и после смерти автора храма.
Эта табличка показалась мне сначала забавной – благодаря русской пословице о нескончаемом ремонте. Да и как можно запланировать вечное строительство – разве не законченный проект является всегда конечным итогом? Но зная, что храм строился только на деньги добровольных жертвователей, становится грустно – потому что возможно стоять ему недостроенным еще очень и очень долго.
Сам храм выглядит аляповато – нарядно, но это в целом в духе народного строительства этого края: раскрашенные яркими красками ворота дворов и ставни домов можно увидеть повсеместно, если выехать за город.
Обходя весь комплекс строений – а там оно не одно – сбоку я увидела что-то вроде железных или фольгированных изображений ладоней на одной из двери. Как минимум половина людей, которые были с нами прикладывали к ним руки тыльными сторонами ладоней и застывали в такой позе на несколько секунд. Разгадку этого действа я узнала чуть позже.
Оказывается Ильдар Ханов был целителем и лечил от алкоголизма и наркомании. Люди таким образом уже после его смерти пытались прикоснуться к его благодати, и, возможно, исцелить свои недуги. Примерно также, как это делается в других святых местах, при касании святых мощей или иных религиозных реликвий.
На задней части храма царственно заняли свое место величественные сфинксы – как часть истории Древнего Египта и его культурного и вероучительного наследия.
Надписи на задней части храма – “Агазлык” и “Тегизлек” – переводятся как “Свобода” и “Равенство”. Можно сколько угодно оспаривать закономерность и разумность идей экуменизма, но бесспорно, что распри и войны на основе религиозной нетерпимости и непонимания – одно из величайших зол, которое и пытался преодолеть Ильдар Ханов.
К сожалению внутрь храма обычных посетителей в дни, когда не проводятся какие- нибудь концерты или другие мероприятия, не пускают, так как строение это является частной территорией и построено на месте собственного дома Ильдара.
Путешествие по Казани. Часть 4.
Читайте о моем путешествии по Казани в моей книге тут: