В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер на Болотной совсем недавно прошла выставка шведского фотохудожника Эрика Юханссона. А в следующем году (с 10 июля по 8 ноября) его работы будут представлены в петербургском музее современного искусства Эрарта на Васильевском острове.
Творчество Юханссона интересно тем, что каждая его работа представляет собой фантастическую картину, которая выглядит совершенно реалистично и построена из множества отдельных снимков. Юханссон стремится создавать композиции, которые не нуждаются в пояснениях. Фотография сама всё рассказывает. Лёгкий намёк на сюжет содержится лишь в названии.
В отличие от мастеров традиционной фотографии Эрик не запечатлевает какие-то моменты, но фиксирует идеи с помощью своей камеры и воображения. Его цель заключается в том, чтобы сделать изображение максимально реалистичным, даже если сама сцена содержит невероятные элементы. Юханссон пытается найти способ, позволяющий уловить невозможное, и для Эрика всегда важна высокая степень реализма в фотоработах. Он стремится, чтобы зритель почувствовал себя внутри изображённой композиции.
Условно процесс творчества Эрика Юханссона состоит из предварительной стадии и трёх этапов. Началом является эскиз, некая идея. Не каждая идея реализуется, но если фотограф считает её достаточно хорошей, он пытается реализовать эту идею.
Первый этап — планирование. Когда появляется подходящая идея, нужно найти место для фотосъёмки. На поиски может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев, а иногда — лет. Это самый важный момент, поскольку он определяет внешний вид и экспрессию фотографии, это исходный материал для работы. На данном этапе необходимо также решить несколько задач: построение композиции, выбор материалов и правильное освещение, чтобы обеспечить реалистичность фотографии.
Второй этап — съёмка, которую Юханссон называет сбором рабочего материала. Эрик никогда не использует чужие фотографии в собственных проектах, поскольку желает всегда полностью контролировать свою работу и осознавать, что он всё сделал сам. Из-за этого он порой не может реализовать некоторые идеи, но тем не менее считает ограничения иногда полезными.
Заключительный этап — объединение фотографий. Он длится от нескольких дней до нескольких недель. Эрик считает данную стадию самой простой, при условии, что первый и второй этапы были осуществлены успешно. Объединение фотографий напоминает мозаику, которую просто нужно собрать из подготовленных составных частей (кстати, для финального изображения может использоваться до 150 различных снимков).
Эрик Юханссон называет себя самоучкой, который сумел достичь чего-то благодаря практическому опыту. Он как-то сказал, что ему нравится смотреть видео о рабочем процессе других художников и добавил: «Думаю, это очень интересно посмотреть, как работают другие и как они что-то создают. Но если бы мне пришлось дать совет начинающим художникам, я бы сказал: “Пытаться — лучший способ учиться. Просто идите и делайте что-нибудь”».
Юханссон отмечает, что наибольшее влияние на его творчество оказали не фотографы, а художники: Сальвадор Дали, Мауриц Эшер, Рене Магритт, Роб Гонсалвес (канадский художник, работавший в стиле магического реализма), Яцек Йерка (польский художник-иллюстратор, сюрреалист), Шон Тан (австралийский писатель и иллюстратор), Маттиас Адольфссон (шведский иллюстратор), Свен Нурдквист (шведский детский писатель и иллюстратор), а также Томас Эберг (певец шведской группы Bob Hund, исполняющей музыку в стиле инди-рок).
Юханссон отмечает, что наибольшее влияние на его творчество оказали не фотографы, а художники: Сальвадор Дали, Мауриц Эшер, Рене Магритт, Роб Гонсалвес (канадский художник, работавший в стиле магического реализма), Яцек Йерка (польский художник-иллюстратор, сюрреалист), Шон Тан (австралийский писатель и иллюстратор), Маттиас Адольфссон (шведский иллюстратор), Свен Нурдквист (шведский детский писатель и иллюстратор), а также Томас Эберг (певец шведской группы Bob Hund, исполняющей музыку в стиле инди-рок).
Эрик Юханссон (Erik Johansson) родился в 1985 году недалеко от городка Йётене в юго-западной части Швеции. Вырос на ферме, где жил с родителями и двумя младшими сёстрами. В детстве увлёкся рисованием, возможно, под влиянием бабушки, которая была художницей, или потому, что Эрику нравился графический способ самовыражения. По его словам, когда мама спрашивала о том, как прошёл день в школе, Эрик предпочитал нарисовать комикс, рассказывающий, как это было. Уже в середине 1980-х у отца появился компьютер для работы, поэтому мальчик довольно рано заинтересовался компьютерами, в основном благодаря тому, что через компьютерные игры он познавал другие миры. В 15-летнем возрасте Эрику подарили цифровую камеру Fuji, очень простую, но она открыла новую реальность, и он сразу же увлёкся фотоискусством. В отличие от рисования здесь творческий процесс не начинался с чистого листа: сделанный снимок служил основой для последующего художественного поиска. Тогда это были простые эксперименты с изменением цвета или попытки разместить маленьких сестёр на крыше дома. Эрику нравилось манипулировать снимками и создавать то, что нельзя было запечатлеть с помощью камеры. Однако увлечение переросло в профессиональную деятельность лишь годы спустя.
В школе Эрику нравились математика и физика, и он выбрал программу по естественным наукам, а в 2005 переехал в Гётеборг и поступил в Технический университет Чалмерса, где учился на инженера-программиста.
[В рейтинге лондонского журнала Times Higher Education университет Чалмерса в 2005 году был признан лучшим университетом Швеции и одним из основных исследовательских университетов Европы.]
Эрик продолжал снимать, но расценивал фотографию как приятное хобби. Он не мог представить, что увлечение станет его настоящей профессией, поскольку не верил, что забава и работа могут сочетаться. Ознакомившись с более сложным цифровым зеркальным фотоаппаратом Canon EOS 350d своего друга, Эрик увидел иные возможности фотоискусства и через год приобрёл Canon EOS 400d. Он стал уделять фотографии больше времени и изучил основы Photoshop.
У Эрика появилось много идей, он начал публиковать свои работы в Интернете, к нему стали обращаться местные и иностранные рекламные агентства. Так постепенно он занялся фрилансом параллельно с учёбой, продолжая работать над собственными проектами. Причём известность пришла к Юханссону за рубежом раньше, чем на родине. В мае 2010 британская газета The Independent опубликовала интервью, в котором Эрик сказал: «Не так уж много людей слышали обо мне здесь, в Швеции. Франция проявила наибольший интерес к моей работе». Через месяц после этой публикации Юханссон окончил программу по специальности «интерактивный дизайн», получив степень магистра. Он решил сменить обстановку и после пяти лет в Гётеборге переехал в Норрчёпинг, крупный промышленный центр в 136 км к юго-западу от Стокгольма. Там он сотрудничал с несколькими рекламными агентствами, а благодаря публикациям в сети стал получать новые иностранные заказы.
В начале 2012 года Эрик вновь переехал в поисках свежих идей и впечатлений, на этот раз — в Берлин. «Я всегда считал, что вдохновение находится в контрасте между вещами, и думаю, переезд время от времени может быть очень воодушевляющим. В очередной раз мне пришлось начать заново, встретить новых друзей и познакомиться с новым городом». Юханссон провёл в Германии четыре замечательных года и в ноябре 2015 переехал в Прагу, где работает в настоящее время. При этом он регулярно путешествует по Швеции, поскольку североевропейские пейзажи — это то, к чему Эрик постоянно возвращается, чтобы фотографировать и находить своё вдохновение.
Пиво Heineken соединяет людей на протяжении многих поколений, как и знаменитый дублинский мост Полпенни, который в зелёной подсветке напоминает бутылку Heineken
Сегодня Эрик Юханссон является профессиональным фотографом, занимается собственными и контрактными проектами. Порой он с удовольствием осуществляет шутливую уличную ретушь и устраивает иллюзионные инсталляции. Ему нравится играть с общепринятым восприятием того, что мы считаем реальностью. В число клиентов Юханссона входят Volvo, Toyota, Google, Adobe, Microsoft, National Geographic, Heineken и шведский строительный концерн NCC, одна из крупнейших международных строительных корпораций Северной Европы.
Эрик уверен, что поскольку он вырос в шведской сельской местности, это оказало большое влияние на его визуальный стиль. «Многие места на моих фотографиях запечатлены в тех окрестностях, которые мне знакомы, рядом с домом моих родителей, с просторными пейзажами и маленькими красными домиками. Вдохновение есть повсюду, и как только познаешь нужные инструменты, ты ограничен лишь своим собственным воображением».