Витебский вокзал — самый первый, а потому и самый старый вокзал в России. Одна из главных особенностей его в том, что этот вокзал сохранился почти полностью в том виде, в котором он был в момент открытия. Это придает ему свой шарм и очарование.
Первое одноэтажное деревянное здание было возведено в 1837 году всего через 7 лет после первого в мире – английского Ливерпул-Роуд. Строился он для первой в России Царскосельской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Царское село. Движение на участке Санкт-Петербург — Царское Село было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года. В 1849—1852 годах на этом месте было построено каменное здание по проекту архитектора К. А. Тона, просуществовавшее до начала XX века.
Однако, сам вокзал впоследствии перестраивался. Коснулось его и изменение названий. Сначала он был Царскосельским, затем вокзал Московско-Виндау-Рыбинской железной дороги и потом уже Детскосельский.
Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле «модерн» по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер и архитектор С. И. Минаш. В проекте заложена непривычная для того времени архитектура, включающая обилие металла. Это здание — одна из первых общественных построек в стиле модерн. Витебский вокзал, в отличие от других железнодорожных терминалов, не имеет перед собой привокзальной площади — его главный фасад выходит на Загородный проспект.
При строительстве использовали новые для России технологии — аналогичные тем, что применяли в тот момент по всей Европе: например, на вокзалах Кингс-Кросс и Орсе. Его часто сравнивают с Эйфелевой башней: и каркас Царскосельского вокзала, и построенная в 1889 году башня представляли собой клепанную металлическую ферменную конструкцию, это был высокий уровень замысла и исполнения. Для Петербурга решение обнажить несущий каркас здания было очень радикальным, но такова была главная тенденция позднего европейского модерна.
Также необычной конструктивной особенностью вокзала является то, что рельсовые пути, расположены на втором этаже. Рельсовое полотно вокзала поднято на высоту пять метров из- за невозможности использовать примыкающие к вокзалу территории.
На Витебском вокзале получилось воплотить ключевую идею модерна – идею отсутствия границ — социальных и технических. Нигде не было полностью глухих стен, помещения были соединены друг с другом и перетекали одно в другое.
На вокзале, пожалуй, чуть ли не впервые широко использовалось электричество. Оно использовалось для лифтов, освещения, различных моторов. На стенах зала сохранились устройства для спуска люстр с потолка, чтобы заменять лампочки. Вокзал был одним из первых полностью электрифицированных зданий в Петербурге. Лифты были крайне необходимы вокзалу, так как перрон располагается на втором этаже, и проблему подъема багажа решали с помощью них. Всего на вокзале было 11 лифтов и один даже был приспособлен для подачи лежащих больных на носилках или на кресле-каталке. Также один лифт был оснащен ручным приводом, чтобы, если вокзал останется без электричества, он все же работал.
Здание оценили не только пресса и пассажиры, но и режиссеры. Роскошь в стиле модерн служила бесплатной декорацией при экранизации Игорем Масленниковым истории о Шерлоке Холмсе. Витебский «исполнил роль» сразу двух лондонских вокзалов: Виктории в серии «Смертельная схватка» и Паддингтона в картине «ХХ век начинается». Всего же здесь сняты эпизоды к 150 музыкальным клипам и художественным фильмам. В их числе — «Статский советник», «Исаев», «Идиот» и романтическая история «Под шум колес» «Вокзал для двоих».
Не смогли удержаться и мы, дав волю своей творческой фантазии и сняв невероятно стильный клип, который так и назвали -“Вокзал”.
Я очень надеюсь, что нам удалось передать эту уникальную атмосферу, которая там витает.
Спасибо за великолепные фото https://russos.livejournal.com , https://the-village.ru, https://peterburg.guide.