Дела Господни. Лыхны. Новый Афон

Абхазия 1
В Абхазии очень много святых мест. Святых в каноническом понимании этого слова, а не в том тинейджерском, которое сейчас звучит как “места силы”. И вся история этого края достаточно тесно переплетается с историей раннего христианства: первоапостолами Андреем Первозванным и Симоно Кананитом, святым Георгием и святым мучеником Василиском, вселенским святителем Иоанном Златоустом и даже Иоанном Крестителем.

Поскольку везде, где мне удалось побывать, по следам истории и святости, я старалась максимально подробно фотографировать, чтобы поделиться с вами невероятной красотой, которая мне открылась и удивительностью самих этих мест, пару слов скажу и о позиции храмов в отношении фотографии. Я столкнулась с двумя противоположными точками зрения на этот вопрос: в одних храмах было написано, что фотографировать категорически нельзя, причем очень категорически – большими буквами, в других – что фотографирование икон и убранства ( не друг друга – конечно же – и не селфи) настоятель храма благословляет.

Это напомнило мне два ярких типажа в священстве, с которыми я знакома. Один  – это настоятель, который ревностно гоняет паству, аки паршивых воробьев ( пишу без обид, потому что работа у него такая и достаточно нелегкая, потому что мы и правда зачастую ведем себя, как паршивые засранцы). Второй – это олицетворение доброты и святости еще при жизни. Такие всегда улыбаются какой-то тихой и светлой улыбкой, а от самих  –  веет покоем и каким – то незыблемым постоянством, словно столпы мира держатся в этом месте на них. Уходить от таких священников не хочется, а каждое общение с ними – радость для измученной и изможденной души. Может это и называется непонятными для нас словами: “крепость духа”.

Знакомство  с древними храмами можно начать уже в Гагре, где на территории практически разрушенной древней турецкой крепости Аббата, находится православный храм, построенный в 6-м веке нашей эры.

Абхазия 2

Храм некоторое время находился в разрушенном состоянии, но супруга принца Ольденбургского восстановила его.

Абхазия 3
Храм не имеет какой-то особенной внутренней отделки – штукатурки или известки, поэтому смотрится, как скальный храм в голой горной породе. Контраст стен с золотом икон выглядит очень нарядно. Сам храм небольшой, но местные жители его охотно посещают.

Абхазия 4

Остальные святые места удастся посетить только в рамках экскурсий. Здесь стоит рассказать о том, как абхазы научились делать апсейлы (дополнительные продажи – на языке маркетологов). Когда вы проедете часть маршрута – примерно около часа, экскурсовод расскажет вам об одном очень интересном месте, которое находится по ходу вашего маршрута, и спросит  – хочет ли группа туда проехать. При это им удается подавать это так, словно путешественники очень много потеряют, если туда не заедут, а информация о том, что это дополнительно стоит 250 рублей сверх уже оплаченной экскурсии, проговаривается мельком и без излишнего педалирования. Как правило едущие вяло соглашаются – ну не выпрыгивать же из микроавтобуса тем одному – двум, которые жутко не довольны самой идеей дополнительной продажи, иногда соглашаются дружно (недовольные всё равно ворчат, но их никто не слушает) или (такое тоже было по словам отдыхающих) бурно протестуют как минимум половиной спонтанно сплотившегося коллектива. Однако, последнее бывает не часто.

Рассказываю я об этом потому, что древний храм, построенный на месте языческого капища в селе Лыхны, как раз из разрядов таких дополнительных бонусов: отдельно туда экскурсий нет и гарантировать, что вы туда попадете (вдруг пассажиры таки наложат вето) достаточно сложно.

Абхазия 5
В храме Успения Пресвятой Богородицы в Лыхнах есть одна достаточно редкая икона – слова на ней написаны на абхазском языке, чего больше нет нигде в Абхазии. Называется она “Знамение” и местные жители приписывают ей чудотворную силу и исполнение желаний. Следующее фото не мое, но видимо кому-то настоятель кудри  всё – таки потрепал))

Абхазия 6

Внутри храма частично сохранились фрески со времен его основания – 10 – 12 веков. Но поскольку снимать внутри него нельзя, полюбуемся снаружи.

Абхазия 7

Часть фресковой росписи осталась и на источнике, где можно набрать воды.

Абхазия 8

Абхазия 10

Сами абхазы очень почитают этот храм еще и потому, что Лыхны со средних веков являлся районым центром, где проходили всенародные вече, ипподромы, решались важные вопросы на советах старейшин. Поэтому по сию пору для исполнения важных чайний и просьб они приезжают сюда. Даже свечи, освященные в этом храме, считаются обладающими особой силой.

Абхазия 11

Безусловно, особым местом паломничества и одним из центров православной культры всего Северного Кавказа является
Ново – Афонский Симоно – Кананитский Монастырь. Он был основан в 1875 году монахами из Старо Афонского монастыря в Греции при участии русского императора Александра III.

Монастырь этот сыграл колоссальную роль в развитии города Новый Афон: монахи построили грузовой и пассажирский причалы, владели мельницей и оливковыми рощами, имели большие земельные угодья. В самом монастыре было единовременно около 700 монахов.

Абхазия 12

Всего в монастыре пять храмов: четыре в углах монастырского комплекса и один в центре.

Абхазия 13

Абхазия 14

Абхазия 15

Центральный храм посвящен великомученнику и целителю Пантелеймону. И он является, на мой взгляд, уникальным памятником храмового зодчества.

Абхазия 18

Внутреннее убранство храма   поразило своей красотой. Во всем храме не видно ни одной иконы (за исключением алтарной части). Но все стены украшены изображениями святых, сцен из Библейской и Евангельской истории и православной символикой. Храм просто расписан – и расписан вручную от пола и до потолка.   На центральном куполе изображен Святой Пантелеймон, осеняемый Богом Отцом.Абхазия 19

Плотность росписи очень высокая, а сама она – достаточно яркая, что оказалось не под силу передать моим фотографиям. Удивительными же оказались мастера, которые его расписывали: это были мастера  из села Палех Владимирской губернии, которые работали совместно с московскими художниками.

Абхазия 21

Густой изумрудный цвет по всей потолочной части храма то ли напоминает нам о звездном южном небе, то ли отсылает к морю…Но, смотря на него, невозможно оторвать глаз.

Абхазия 22

Храм пережил трудные времена и во время одной из русско – турецких войн и в советское время. Во многих местах видно, что фрески отколоты и обнажена побелка. И это удручает. Потому что такой шедевр просто необходимо восстанавливать всеми силами.
Удивили также ряды деревянных лавок, что не принято, обычно, в православных храмах, а больше свойственно храмам протестантским или католическим.

Абхазия 23

Абхазия 25

Абхазия 26

Читайте книгу о моих паломнических путешествиях тут: https://ridero.ru/books/zapiski_svetskogo_palomnika_4/

 

comments powered by HyperComments