То ли в отместку, то ли я накаркала, Питер накануне отъезда разразился сильнейшей грозой и стеной дождя. Ну и пусть обижается, у меня все равно через два часа поезд.
Я очень люблю вокзалы: за их особую атмосферу, дух путешествий и что-то еще, витающее в воздухе. Почему тогда я не провела всю свою жизнь в дороге? Хм… Вопрос этот пришел мне в голову не так давно – и вот я уже в пути.
Когда-то вокзалами и поездами отмерялись кусочки и вехи моей жизни. Мысль, что рефлексировать можно не только в дороге, меня тогда не посещала, поэтому на эпизодические поездки приходилась львиная доля интересных и неожиданных открытий. И вот почему "ночь, улица, фонарь, аптека" вокзал, перрон, вагон и полка. Верхняя или нижняя – это уже детали.
Открытия тогда по большей части были внутренними, но сейчас заповедных зон там практически не осталось, поэтому сейчас настало время открытий внешних и с огромным интересом хочется видеть и узнавать новое.
В этом плане Московский вокзал старается радовать пассажиров регулярно обновляемой фотовыставкой в центре вокзала. За время существования инсталляции каких только тем не было с ее помощью освещено: от празднования Воскресения Христова до сохранения водных ресурсов в стране. Но если раньше инсталляция была мобильной,
то сейчас это достаточно монолитная и устойчивая конструкция. Вопрос насколько размещение ее в центре зала, где пересекаются потоки сумасшедшего трафика водителей чемоданов, тележек и колесчатых сумок, явлчется целесообразным, лично для меня остается открытым.
Мемориальная доска на здании вокзала напоминает о том, "откуда есть пошла земля русская" железная дорога в России.
На перроне ухватила глазом красавец "Сапсан, а вот на двухэтажные поезда полюбоваться не пришлось, хотя и очень хотелось. Но если бы я согласилась на пару пересадок, в Москве и Адлере, то могла бы прокатиться на таком сама. Правда получилось бы даже дороже, чем на самолете.
Но вернемся ко второму "Д": Абхазия – это далеко. Для тех, кто не любит авиатранспорт. И я его категорически не люблю. Поэтому буду сейчас писать про дорогие авиабилеты. 15 000 – 17 000 тысяч рублей против 4700 в одну сторону это достаточно внушительная разница. Но главный секрет в том, что садясь в самолет, я мысленно исповедуюсь за всю прошедшую жизнь, а, вылезая из него, целую землю. Во время же самого перелета – лишь одна мысль занимает меня: нахождение этой стальной россомахи на высоте 10 000 км в течение такого долгого времени противоречит всем известным законам, поэтому наше падение – это математическая очевидность и лишь вопрос времени.
У поездов, несомненно, тоже есть свои минусы. У того, например, в котором я сейчас еду, отсутствует вентиляция и вагон похож на передвижную сауну. Но я знаю, что такое шесть суток трястись в вагоне от Питера до Владивостока, когда мозг ищет куда сбежать из тела, чтобы избавиться от этого монотонного стука колес. А здесь всего 53 часа дороги. Успеем и Россию посмотреть и чудесно выспаться.
Москву я благополучно проспала, поэтому начнем с Тулы : города пряников и самоваров. Последние на перрон не подвезли, а вот пряников было множество и на любой вкус.
Елец порадовал вяленой рыбкой и земляникой.
А Липецк поразил совершенно футуристичным зданием вокзала.
На следующий день в окружающей растительности наметились перемены: на горизонте показались пирамидальные тополя, которые у меня с детства крепко ассоциируются с югом и морем, а вдоль железнодородного полотна на многие – многие километры раскинулись поосы ярко – красных маков. Нереально. Нереально сфотографировать – потому, что на скорости, и нереально красиво при этом.
Ростов. Этот город порвал все мои шаблоны. Во – первых я выяснила, что есть Ростов, а есть Ростов – на – Дону (можете бросать в меня камнями те, кто хорошо учил географию в школе), и второй – достаточно большой город, относящийся уже к Северному – Кавказу. Вывеска на здании вокзала гордо рапортовала о том, что вокзал относится к "Севро – Кавказскому отделению "Федерального пасажирского агентства". Сам вокзал – большой, уютный, современный, а возле скамеечек стоят урны разного цвета для раздельного сбора мусора.
Температура в городе сравнялась с нашей в вагоне, поэтому нежданно появившаяся под окном тележка с бутылям воды, показалась призрачным миражом.
Станция Кавказская напомнила мне о Дарвине. Вернее о тех, кого он нам начначил в предки . Потому что как только пассажиры нашего поезда увидили шелковичное дерево (даже еще раньше, чем они вспомнили, как называется эта ягода), как с голодного края , они набросились скопом на несчастное дерево, чуть ли не ломая ему ветви.
Самому зданию вокзала, наверное, не меньше 100 лет: старое, добротное, с совершенно нереальными фонарями. Такие еще стоят в Питере (оно вообще мне напомнило здание нашего завода "Красный треугольник") или, возможно, в старой Англии.
А вот вокзал Белореченска пытались оживить даже чем-то вроде граффити, но видимо этого мало, и зданию все -таки требуется капитальный ремонт.
Впрочем и наша РЖД – несмотря на обилие скоростных электрическ "Ласточек", которые обгоняли нас все время следования, все еще далека от идеала.
Юная проводница достает брикеты опилок, оборачивает их в туалетную бумагу, засовывает все это в топку титана и разжигает огонь большой охотничьей спичкой. На самом титане написано: "Без воды электричество не включать." Я спрашиваю ее – почему она разжигает огонь для подогрева воды. Разве титан не электрический? "Электрический", – отвечает девушка. – "Но, чтобы он заработал от электричества, надо отключить вентиляцию". "Какую?" – недоумеваю я, обливаясь сто тридцать седьмым потом, после пятого съетого мороженного, карауля очередную станцию, чтобы глотнуть свежего воздуха. "Ту, которая работает вон через те отверстия в потолке", – девушка показывает рукой на пластиковые заглушки со скошенными ребрами. И улыбаясь загадочно, добавляет: "Вы просто не чувствуете, но на самом деле она работает".