Я человек ко многому привыкший. Но мир не перестает меня удивлять, а я ему – удивляться. Раздумывая, какую из текущих статей выпустить в эфир, вдруг натыкаюсь на рекламу. Крупными буками внизу страницы: “Хочешь узнать о Боге? Тогда жми”. И пара мотивирующих предложений о возможном счастье впридачу. Счастливая жизнь в качестве маркетингового продукта – это уже привычно. А вот Господь – в этом же качестве…
По ссылке находится неплохо сделанный лендинг, вполне по науке: разделы “Почему мы”, “Кто мы”, подписная форма, для сборки контактов и генерации лидов, отзывы с фотографиями, текст молитвы и мотивирующий призыв к действию: “Если ты помолился этой молитвой – тогда жми “Да”. С тобой свяжется опытный христианин – консультант и поможет тебе, ответит на твои вопросы и поддержит”. Даже рекламные каналы – откуда именно был совершен переход на сайт – отслеживаются. Безусловно – для оценки конверсии.
Держит сайт британская организация “Cristian Vision”. У нее 22 офиса по всему миру, основанными британскими неопротестантскими проповедниками. Что и говорить – протестантизм всегда умел работать словом и блестяще справлялся с миссонерством (читай пропагандой). Потому что иначе деятельность христианских проповедников там, где своих представителей христианства вполне достаточно, назвать трудно; аборигенами в этом плане Россия себя вряд ли может считать, поэтому орден за вразумление заблудших душ европейские миссионеры вряд ли тут получат.
Но есть в самом подходе к вере у протестантов то, чему пожалуй нам стоит поучиться. Они много говорят. И говорят обычным человеческим языком. Если мы уберем те экранные проповеди, которые отлажены, как публично – концертное действо, вычтем их русскую адаптацию – нежданно выпрыгивающих из – за дерева в парке женщин преклонного возраста, которые, теребя книжицу, очень хотят поговорить с вами о Боге, отминусуем речевки и речитативы из разряда “Иисус любит вас”, то все равно останется некий ценный остаток. И понимание о нем у меня сложилось достаточно рано.
Когда -то Мартин Лютер был озабочен тем, что между человеком и Богом разверзлась пропасть из обрядов, необходимых платежей, священнической роскоши падшего духовенства и его претензий на истинность. И тогда он написал новые правила веры, которые и приколол на дверь Виттенбергского храма. Стихийно и неконтролируемо зародившийся на этой волне протестантизм максимально упростил и обряды, и внешний вид и убранство храмов и роль священника. Путь к Богу стал ближе и проще. И в те времена, когда православные службы были малопонятным действом для рядового христианина, хотя бы в силу языкового барьера (старославянского языка), протестантизм заговорил на языке очень близком к человеку – обычными словами и об обычных будничных вещах, но с верою в сердце.
В одну из своих студенческих поездок на электричке из пригорода Петербурга, в полудреме изучая окрестности, вроде случайно, но пришлось прислушаться к разговору. Молодая девушка, нервно и чуть не плача рассказывала о своей ненависти к матери, о том, как ей трудно жить с ней вместе, и о невозможности как-то это изменить. Спокойный мужской голос терпеливо спрашивал её, потом приободрял и давал советы. Достаточно мудрые, чтобы она – в своем юношеском максимализме – могла их услышать, достаточно нейтральные, чтобы ее успокоить, и с какой-то уверенностью, что рано или поздно все наладится, уверенностью, которая сквозила не в словах, а за словами. Мне захотелось обернуться. Мужчина был в черном костюме с белым воротничком – стоечкой. Девушка – растрепанная русская студентка. Но и его голос и его лицо излучали покой и надежду. Тогда я первый раз увидела пастора, так сказать, “при исполнении”. И искренне восхитилась тому, как и что он говорил – не каждый психолог сможет так грамотно провести сессию.
Традиция читать Библию и обсуждать ее в русле ежедневных событий, то есть задумываться о собственной жизни с точки зрения более высоких понятий и категорий, сильно разнит протестантизм ото всех остальных христианских вероучений, где движение ума человеческого предусмотрено гораздо менее, чем исполнения обрядов или послушания.
Поэтому сайт, с которого мы сегодня начали статью, апеллирует именно к этому: “Вам не с кем поговорить? Напишите нам и мы разделим с вами ваши проблемы и вашу боль”. И этого так не хватает сейчас церкви православной.
Грань между душевным разговором и шоу у протестантизма невероятно тонка. На промо – ролике канала “Cristian Vision” под хардовые гитарные аккорды на фоне ярких экранных заставок крупно выскакивают слова: “Бог”, “Вера”, “Жизнь”.
Не забудьте установить приложение на смартфон! Теперь вы можете молиться прямо оттуда.
Отечественные попытки заниматься спасением душ в массовом масштабе идут пока по европейскому образцу. Телеканал “Вера 24” насыщен типичными проповедями, которые больше напоминают хорошо отрежиссированный спектакль, чем задушевный разговор. Ну а если вы не в силах обратиться к Богу лично, то можете попросить сделать это за вас:
Страждущих очевидно много, потому что на одном из слайдеров размещено фото колл – центра. Видимо поток заявок просто огромен. То, что молитва – это некоторый труд, усилие и путь – здесь вряд ли стоит говорить. Делегируйте – как всё, что не можете делать сами. И может быть будет и вам счастье. Но, наверное, по трудам.
Православная церковь тоже принимает молитвенные просьбы. И их теперь тоже можно отправить через сайт. В храме их распечатают и зачитают на ближайшей службе. И хоть это красноречиво говорит о нашей лени, всё- таки это кажется мне более правильным. Или это всего лишь вопрос доверия – настоятель православного собора, протоиерей Олег кажется мне более подходящим для этого дела человеком, чем Василий Кузин?
А вот сам сайт вместо проповедей предлагает людям бурную и интересную жизнь в общине: тут и блог о здоровом питании ( с учетом постов, естественно), православный патриотический клуб по боевому самбо, живой уголок с агамами, крабами и козлятами в яслях, воскресная церковная школа и даже православная служба знакомств.
Интерьеры явно попроще – такое финансирование, которое получают протестантские общины,эта община вряд ли когда-нибудь увидит. По сути почти все держится на невероятном энтузиазме настоятеля и скромных пожертвованиях прихожан. Но жизнь здесь бурлит ключом, а люди – радостные и воодушевленные. Сам же сайт ежедневно поплняется историями чудесной помощи, которые обретают верующие по своим молитвам.
В Архангельске тем временем настоятель часовни Храма Иконы Божией Матери “Взыскание погибших” отец Анатолий Воронов спасает подростков от суицида. Выезжая по срочному вызову, словно МЧС, он тем самым словом, которое способно пронять до самой глубины души, останавливает тех, кто готов шагнуть за край. И уставший, утром перед службой, кемарит в полудреме, потому что всю ночь проговорил с молодой женщиной на крыше одного из высотных домов. Материала об этом в сети почти нет. А рассказал мне об отце Анатолии один из реставраторов местного храма. Говорят, приезжал патриарх и предлагал повышение, потому что кадров таких в русской православной церкви нет, которые владеют даром слова – увещевательного и целительного. Звали обучать подрастающее поколение духовенства. Но он отказался. Тут, говорит, принесу больше пользы…